К сожалению, многие, очень многие воспринимают критику в штыки и обижаются больше всего как раз на замечания и плохие отзывы. Если это описание вам подходит, сохраняйте себе список приемов, которые позволят относиться к критике гораздо легче.
- Подготовьте себя к возможным негативным оценкам. Если вы хотя бы примерно понимаете, что могли сделать неправильно, слышать критику гораздо легче.
- Слушайте критику. Не старайтесь перебивать или оправдываться, а прислушивайтесь к чужим словам. Это поможет и понять ваши ошибки, и дать достойный ответ.
- Мыслите рационально. В большинстве случаев вас не стараются обидить или задеть, поэтому сразу же уходить в глухую оборону — проигрышная позиция. Старайтесь сделать выводы из критики и с ее помощью улучшить свои достижения.
- Будьте взрослыми. Жалеть себя, впадать в истерику и бросать начатое — это позиция ребёнка! Взрослый человек может спокойно оценить конструктивность чужих отзывов и решить, насколько важно прислушаться к стороннему мнению.
- Уводите критикующего от эмоций, переключая на факты. Когда вас называют криворуким, это очень обидно… Но важно понимать, что собеседник, возможно, делает это из-за того, что очень нервничает. Не оскорбляйте его в ответ, а постарайтесь уточнить, что именно в вашей работе следует переделать, какие нюансы уточнить и как избежать появления подобных проблем в будущем.
- Не пытайтесь ответить сразу же. Иногда полезнее взять паузу, чтобы успокоиться и обдумать услышанное.
- Проявляйте понимание. Собеседник может обижать вас ненароком, что является поводом для обсуждения проблемы, но никак не причиной для начала конфликта.
- Не стесняйтесь защищать себя, если критика не обоснована или выбранный собеседником тон был слишком резким.
А вы относитесь к критике болезненно или спокойно? Применяете какие-либо из этих приемов в жизни?